Книги автора Жолковский Александр Константинович

Поэтика за чайным столом и другие разборы
Жанр: Разное
Год: 2014
Рейтинг:
Описание: Книга представляет собой сборник работ известного российско-американского филолога Александра Жолковского — в основном новейших, с добавлением некоторых давно не перепечатывавшихся. Четыре десятка статей разбиты на пять разделов, посвященных стихам Пастернака; русской поэзии XIX-XX веков (Пушкин, Прутков, Ходасевич, Хармс, Ахматова, Кушнер, Бородицкая); русской и отчасти зарубежной прозе (Достоевский, Толстой, Стендаль, Мопассан, Готорн, Э. По, С. Цвейг, Зощенко, Евг. Гинзбург, Искандер, Аксенов); характерным литературным топосам (мотиву сна в дистопических романах, мотиву каталогов — от Гомера и Библии до советской и постсоветской поэзии и прозы, мотиву тщетности усилий и ряду других); разного рода малым формам (предсмертным словам Чехова, современным анекдотам, рекламному постеру, архитектурному дизайну). Книга снабжена указателем имен и списком литературы.
Михаил Зощенко: поэтика недоверия
Жанр: Разное
Год: 2014
Рейтинг:
Описание: В книге известного литературоведа А.К. Жолковского, профессора Университета Южной Калифорнии (Лос-Анджелес), развивается оригинальное прочтение творчества выдающегося отечественного писателя Михаила Зощенко в свете его автопсихоаналитической повести «Перед восходом солнца» и воспоминаний о нем современников. «Зощенковский персонаж» предстает своего рода портретом самого автора в, по выражению Гоголя, «разжалованном виде из генералов в солдаты». Главы, посвященные сквозным мотивам прозы Зощенко, чередуются с разборами знаменитых рассказов в терминах этих мотивов и на фоне русской и западной литературной традиции. Книга будет интересна литературоведам, культурологам, филологам разных специальностей, психологам, всем любителям творчества великого писателя.
Звезды и немного нервно: Мемуарные виньетки
Год: 2008
Рейтинг:
Описание: »Книга веселая... Автор рассказывает всяческие истории из своей жизни: школьной, студенческой, в СССР, в США. То про симпозиум, то про велосипед. Эпиграмматических колкостей — пруд пруди, но не думаю, что кто-то из коллег (а «обвиньечена» изрядная часть филологического истеблишмента) на автора обидится. Рассказчик так естественно и очаровательно любит себя, что любви этой хватает на всех персонажей. И на читателей. Прочтешь — и о себе в кои-то веки с симпатией подумаешь». Андрей Немзер «Какая милая виньетка Но присмотрись построже — нет-ка Ли В ней подвоха?» Дмитрий Александрович Пригов «Александр Жолковский — человек в филологической среде культовый. «Виньетки» — мемуарные и портретные заметки об академическом быте и просто быте советских 60-70-х, эмигрантских 80-х, постсоветских 90-х. Пастернак, Лотман, Пропп, Якобсон... Почти рефлекторная привычка рассматривать любую невидимую миру ерунду как объект, достойный анализа и обобщения.... Получилось здорово». Лев Рубинштейн «Очень живая, наблюдательная, но добродушная, написанная по-научному точным слогом, с иногда различимой обаятельной мюнхаузенской нотой — книжка Жолковского не годится, как средство от дорожной бессонницы, но скоротать эту напасть она мне помогла». Сергей Гандлевский «На своем эросипеде Жолковский совершает бесконечные и самые немыслимые пируэты между видимостью и сущностью, словесностью и наукой, инвариантом и капризом, самораскрытием и умолчанием, между утраченным в мире человеческих судеб и обретенным в пространстве словесных теней. Чтобы проделать все это, ни во что не вляпавшись, ни обо что не зацепившись, ничего не задев и не опрокинув, требуются и незаурядное мастерство, и безукоризненное владение материалом и, самое главное, свобода: филологическая, литературная и, не в последнюю очередь, человеческая». Андрей Зорин «Мне же хочется поговорить о чисто человеческом обаянии этой прозы; о том, почему ее приятно читать, возить с собой в метро, откладывать на вечер; о том, наконец, почему ее автор умудрился стать — как пишут о нем решительно во всех рецензиях — enfant terrible среди антиистеблишмента, диссидентом в диссидентах, пятой колонной в структуралистах... Некоторые эмоции по чрезвычайной своей тонкости и трудноуловимости вообще не даются традиционной прозе: есть особый род душевного целомудрия, той стыдливости, которая не разрешает напрямую признаваться в любви или публично скорбеть. У Жолковского много виньеток о людях, которых он любил, — об отце, о Пастернаке, о Синявском, о Розенцвейге и Якобсоне; много «признаний в дружбе» — к Щеглову и Мельчуку; просто так рассказать о чувствах добрых — язык не поворачивается. У Жолковского хватает такта облечь все это в ироническую форму, стилизовать под биографический очерк или сугубо научную статью с перечислением лингвистических заслуг юбиляра, — но его тоска по утраченному и нежность к спутникам вполне очевидны. Иное дело, что научная проза позволяет опять-таки дистанцироваться от объекта и не впасть в дурновкусную комплиментарность или дружескую слащавость». Дмитрий Быков
Избранные статьи о русской поэзии: Инварианты, структуры, стратегии, интертексты
Жанр: Разное
Год: 2005
Рейтинг:
Описание: В книге известного филолога А.К. Жолковского, профессора Университета Южной Калифорнии (Лос-Анджелес), собраны 25 статей, представляющих основные направления его оригинального вклада в литературоведение. Это работы 70-80-х годов по поэтике выразительности, постструктуралистские статьи 90-х и новейшие исследования в области открытой им инфинитивной поэзии. Лирика Пушкина, Ахматовой, Ходасевича, Пастернака, Мандельштама, Маяковского, Шершеневича, Окуджавы, Лимонова и Бродского рассматривается под углом зрения их тематических и структурных инвариантов, жизнетворческих стратегий и интертекстуальных взаимоотношений друг с другом и с жанрами поэтического дискурса. В формальном анализе текстов автор опирается на свой опыт лингвиста, соавтора модели «Смысл — Текст».
Осторожно, треножник!
Год: 2010
Рейтинг:
Описание: Книга статей, эссе, виньеток и других опытов в прозе известного филолога и писателя, профессора Университета Южной Калифорнии Александра Жолковского, родившегося в 1937 году в Москве, живущего в Санта-Монике и регулярно бывающего в России, посвящена не строго литературоведческим, а, так сказать, окололитературным темам: о редакторах, критиках, коллегах; о писателях как личностях и культурных феноменах; о русском языке и русской словесности (иногда — на фоне иностранных) как о носителях характерных мифов; о связанных с этим проблемах филологии, в частности о трудностях перевода; а иногда и о собственно текстах — прозе, стихах, анекдотах, фильмах, — но все в том же свободном ключе и под общим лозунгом «наводки на резкость».